РВСН начинают подготовку персонала для ядерного поезда "Баргузин"
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) России в ближайшей перспективе планируют начать подготовку специалистов по эксплуатации боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин», заявил в субботу в эфире радиостанции «Эхо Москвы» начальник отдела военного образования РВСН полковник Владимир Нестеров, сообщают Вести.
«Военное образование РВСН готово подготовить специалистов по эксплуатации этих комплексов. Ничего не потеряно. Все будет сделано», – сказал Нестеров.
Он пояснил, что в рамках Государственной программы вооружений развернуты работы по созданию БЖРК «Баргузин», который не будет уступать по характеристикам своему предшественнику – БЖРК, вооруженному ракетами «Молодец», а по некоторым параметрам – и превосходить его.
Начальник отдела военного образования РВСН подтвердил, что в настоящее время завершено эскизное проектирование БЖРК «Баргузин» и готовится рабочая конструкторская документация всей его системы.
«Но это – технический аспект вопроса. А мы, разумеется, как люди, которые занимаются военным образованием, должны думать на перспективу. Естественно, мы понимаем, что нам потребуются специалисты для эксплуатации этого ракетного комплекса, и в ближайшем будущем планируем начать подготовку специалистов», – заявил Нестеров.
Работы по созданию железнодорожных пусковых комплексов для ракет с ядерными боеголовками проводились как в СССР, так и в США. Однако реализовать эту концепцию в виде строевых образцов удалось только советским инженерам. В процессе разработки конструкторам пришлось решать массу уникальных задач, которые до них в мировой практике не решал никто.
В итоге к 1991 году было развернуто три дивизии, состоящих из четырех полков по четыре БЖРК «Молодец» с тремя пусковыми установками в каждом. При этом каждая ракета с 10 боеголовками по 500 килотонн могла поразить целое европейское государство. Вкупе со способностью этих составов, замаскированных под обычные товарняки, затеряться на бескрайних просторах России (комплекс мог преодолевать по 1000 км в сутки), БЖДРК стали настоящим ночным кошмаром для НАТО. Из-за своей секретности и незаметности БЖРК имел условное обозначение на железных дорогах СССР и России «поезд номер ноль». Именно поэтому в рамках договора СНВ-2 американцы настояли на уничтожении этих систем, что и было сделано. Лишь два состава были переданы в музеи.
Вновь заговорили о возможном возвращении БЖРК в строй в 2011 году, в рамках возможного ответа на американскую стратегию «Глобального мгновенного удара». В 2013 замминистра обороны Юрий Борисов, курирующий вопросы вооружения, заявил о возобновлении работ по созданию таких систем. Разработку поручили Московскому институту теплотехники, который занимался созданием комплексов «Тополь», «Ярс» и «Булава». Тогда же было заявлено, что новые БЖРК будут создаваться на принципиально новой технологической основе. Из-за особой секретности этого перспективного оружия открытой информации по нему крайне мало, однако известно, что БЖРК «Баргузин» будет нести шесть ракет (вместо трех в советском БЖРК «Молодец») и будет иметь один тепловоз, вместо трех, что сделает его вовсе неотличимым от тысяч товарных составов, ежедневно курсирующих по территории нашей страны.