"Звездочка" выгрузит ядерное топливо со списанного крейсера "Киров"
Оборонная судоверфь «Центр судоремонта «Звездочка» в Северодвинске в этом году выгрузит за счет средств Италии отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) с выведенного из эксплуатации одного из крупнейших боевых кораблей отечественного надводного флота — тяжелого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Киров». Об этом в пятницу сообщил корреспонденту ТАСС официальный представитель завода Евгений Гладышев.
«Звездочка» до конца года произведет выгрузку ОЯТ из реакторов атомного крейсера, который ранее именовался «Киров», затем «Адмирал Ушаков», а сейчас проходит под номером 090″, — сказал Гладышев. Он уточнил, что «завод подписал два контракта, по которым подготовку к выгрузке финансирует «Росатом», а непосредственно работы по разгрузке реакторов — Италия». Суммы контрактов не называются. «Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро «Онега» (Северодвинск) разрабатывает проект утилизации корпуса корабля. Когда этот проект будет готов, «Росатом» объявит конкурс на производство работ по разделке крейсера», — пояснил представитель «Звездочки».
9 октября 2015 года в госкорпорации «Росатом» был подписан международный контракт на выгрузку ОЯТ из реакторов списанного ТАКР «Киров». Он заключен в рамках соглашения между правительствами РФ и Италии о сотрудничестве в области утилизации российских атомных подводных лодок, выведенных из состава ВМФ, и безопасности обращения с радиоактивными отходами и ОЯТ от 5 ноября 2003 года.
Крейсер поступил на «Звездочку» в 1997 году для ремонта. Однако работы по восстановлению корабля так и не начались, он был выведен из боевого состава ВМФ и до сих пор стоит на верфи у причала. Его реакторы заглушены, вся забортная арматура загерметизирована, живучесть корабля поддерживает сокращенный экипаж Северного флота. С постройки в 1980 году из реакторов крейсера не выгружалось ядерное топливо. По экспертным оценкам, утилизация ТАКР обойдется примерно в 10 раз дороже, чем демонтаж самой крупной атомной подлодки, поскольку технологии и опыта утилизации подобных судов в России еще нет.
ТАРК «Адмирал Ушаков», до мая 1992 года — «Киров», был построен на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге в 1980 году. С 1990 года корабль нуждался в ремонте и в морских походах не участвовал. По данным из открытых источников, крейсер проекта 1144 «Орлан» имеет длину 251 м, водоизмещение — 24,5 тысяч тонн, энергетическая установка — два ядерных реактора общей мощностью 600 МВт. Всего было построено четыре корабля этого проекта. В боевом составе остались только два из них — «Адмирал Нахимов» 1989 года постройки, который с 1999 года находится в ремонте на северодвинской верфи «Севмаш» в Северодвинске и «Петр Великий» — флагман Северного флота, построенный в 1996 году.